Историческая справка

О развитии системы государственной регистрации

актов гражданского состояния в Завьяловском районе

Каждый из нас хотя бы раз обращался в органы ЗАГС, чтобы зарегистрировать брак, рождение ребенка, перемену имени. Однако не каждый из обратившихся полностью осознаёт, для чего необходима государственная регистрация актов гражданского состояния.

Под актами гражданского состояния понимают обстоятельства, с которыми законодательство связывает возникновение или прекращение прав и обязанностей граждан. Акты гражданского состояния индивидуализируют самого человека и его правовой статус.

Сложившаяся к настоящему моменту правовая база, регулирующая порядок регистрации актов гражданского состояния, развивалась вместе с государством и прошла в своём развитии сложные периоды.

В дореволюционной России не существовало специальных органов. В то время большую роль в общественной жизни играла церковь, которая имела свое делопроизводство.

В ведении Русской православной церкви находились регистрация рождения, бракосочетания и смерти. Регистрация данных актов гражданского состояния осуществлялись в рамках совершения религиозных обрядов. Записи вносились в церковно-приходские книги.

В 1721 году по Указу Петра I церковные учреждения были включены в систему государственных органов России, и всё православное население Российской империи было приписано к церковным приходам по месту проживания.

В административном отношении современная территория Завьяловского района до Октябрьской революции являлась частью Сарапульского уезда Вятской губернии. Была Завьяловская волость, в состав которой входили большинство населенных пунктов нынешнего района и действовало 8 церковных приходов:

  1. Свято-Никольская (Богоявленская) церковь с.Завьялово
  2. Вознесенская церковь с. Николаевское (Никольское, Советско-Никольское)
  3. Крестовоздвиженская церковь с.Гольяны
  4. Пророко-Ильинская церковь с.Докша
  5. Свято-Троицкая церковь с.Бахилы
  6. Петропавловская церковь с. Люк
  7. Покровская церковь с.Юськи
  8. Петропавловская церковь с. Ягул

При регистрации духовные органы в своей деятельности руководствовались полным собранием законов Российской империи, указами самодержцев всероссийских и определениями Священного Синода. Будучи государством многонациональным, российский законодатель должен был бы оговаривать в своих законах вопросы, которые касались не только людей православной веры, но и представителей других нехристианских конфессий.

Именно эта особенность нашего государства стала причиной того, что единого акта, регулирующего все вопросы семейного права, вплоть до революции 1917 года так и не было создано.

Правовой основой создания в Советской России органов ЗАГС явились декреты Совета Народных Комиссаров Российской Республики от 18 декабря 1917г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» и от 19 декабря 1917г. «О расторжении брака».

Для проведения их в жизнь была издана Инструкция, утвердившая создание  отделов записей браков и рождений при волостных, уездных, городских управах и определившая  их основные цели и задачи. Таким образом, день 18 декабря 1917 года принято считать днем образования органов записи актов гражданского состояния России.

Принятие данных документов коренным образом изменило старый порядок регулирования брачно-семейных отношений, в первую очередь, церковь была отстранена от регистрации актов гражданского состояния.

Местным отделам ЗАГС предписывалось вести следующие реестры:

  • книга записей рождения,
  • книга записей смерти,
  • книга записей отсутствующих,
  • книга записей актов браков,
  • книга записей разводов,
  • книга заявлений о происхождении зачатия детей,
  • книга записей лиц, изменивших фамилию и прозвище, и алфавит к ней.

Во вновь образованные органы ЗАГС  стали передаваться  метрические книги из христианских, единоверческих церквей, еврейской синагоги и ряда других. Актовые записи представляли собой строку в метрической книге, например, о рождении включала сведения о дате рождения и крещения, имя, которое, как правило, соответствовало Дню ангелу, фамилию, место жительства, вероисповедания родителей и крестных родителей, законность и незаконность рождения, сословия. В записи о браке указывались дата венчания, фамилии, имена, и отчества жениха и невесты, их вероисповедание, сословие и место постоянного жительства. Кроме метрических книг, сведения о браке указывались в так называемых «обыскных» книгах, в которых записывались данные «обыска», другими словами, показания свидетелей и поручителей об отсутствии препятствий к заключению брака. В настоящее время метрические книги находятся в ЦГА на постоянном хранении.

До 1925 года функции регистрации актов гражданского состояния выполняли Волостные Исполнительные Комитеты, а на местах – сельские Советы. Постановлением ВЦИК от 15.07.1929 года образовался Ижевский сельский район с центром в г. Ижевске. В состав района вошел 21 сельский Совет: Бахиловский, Верхне-Люкский, Гольянский, Докшинский, Лудорвайский, Люкский, Старо-Кенский, Советско-Никольский, Чемашурский, Шабердинский, Юськинский, Завьяловский, Ильинский, Козловский, Николо-Бурановский, Ягульский, Якшурский, Больше-Кияикский, Пазелинский, Ново-Чультемский, Средне-Постольский.

Сельские советы осуществляли регистрацию рождений, брака, смерти, установления отцовства, расторжения брака.

Постановление президиума ВЦИК от 01.06.1937 г. образовался Завьяловский район с центром в с. Завьялово. В состав Завьяловского района были включены 11 сельских советов, которые были выделены из состава Ижевского сельского района. С образованием Завьяловского района был создан и районный бюро ЗАГС, который, так же как и сельские Советы, в своей деятельности подчинялся Завьяловскому исполнительному комитету.

Учитывая политическую обстановку, сложившуюся в стране, начиная с 30-х годов, органы ЗАГС приобретают определённый статус. В июле 1934 года органы ЗАГС как ведомство, хранящее первостепенную информацию по текущему учёту населения, были включены в структуру Народного комиссариата внутренних дел. С 1946 года органы загс вошли в подчинение органов МВД Удмуртской АССР. Завьяловский районный бюро загс вошел в подчинение районного отделения милиции. Сотрудники бюро ЗАГС приобретают милицейские чины, начальник отдела становится лейтенантом.

В то время желающих работать в ЗАГСе особо не находилось. Судя по документам, спрос с работников органов ЗАГС был жестким. Например, только за небрежное отношение, к предоставлению сведений, на трёх заведующих волостными ЗАГСами было наложено взыскание в виде ареста на трое суток. К радости последних, Уездный исполком его отменил.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 07 июля 1957 года № 524 «Об организации руководства загсами», Исполнительный Комитет Завьяловского районного Совета депутатов трудящихся принял решение от 10 августа 1957 года № 162 – руководство районного бюро загс из введения отделения милиции передать исполкому райсовета. Методическое руководство за работой органов ЗАГС было возложено на Министерство юстиции РСФСР.

До ноября 1997 года государственная регистрация актов гражданского состояния осуществлялась отделом ЗАГС и должностными лицами 18 сельских администраций Завьяловского района – на основании ст. 141 кодекса о браке и семье РСФСР 1969 года.15 ноября 1997 года вступил в действие ФЗ «Об актах гражданского состояния», который закрепил право государственной регистрации актов гражданского состояния только за органами ЗАГС. В соответствии со ст. 4 указанного закона государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами ЗАГС, образованными органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Функции регистрации актов гражданского состояния из сельских администраций были переданы отделу ЗАГС.

27 февраля 2007 года принят Закон Удмуртской Республики «О наделении органов местного самоуправления в Удмуртской Республике государственными полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния», на основании которого органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями на:

  • Государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, смерти;
  • Внесение исправлений, изменений в первые экземпляры записей актов гражданского состояния;
  • Восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния;
  • Осуществление учета, обработки книг государственной регистрации актов гражданского состояния, собранных из первых экземпляров записей актов гражданского состояния, обеспечение надлежащих условий их хранения в течение установленного федеральным законом срока, подготовку передачи указанных книг на хранение в государственный архив;
  • Выдачу повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, иных документов, подтверждающих факт государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • Передачу вторых экземпляров записей актов гражданского состояния в уполномоченный орган государственной власти Удмуртской Республики;
  • Осуществление учёта, надлежащего хранения и контроля за использование бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, представление в установленном порядке в уполномоченный орган государственной власти Удмуртской Республики отчетов по движению указанных бланков.

Выполняя государственные полномочия по регистрации актов гражданского состояния и бережно храня в своих архивах все, что связано с семьей, рождением нового гражданина и изменением его статуса, работники органов ЗАГС стоят у начала начал.